2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности проведения диагностической программы

«Особенности проведения и организации диагностического исследования умственного развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»
консультация

Одной из важнейших задач, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является изучение педагогом возможностей и успешного освоения ребенком предлагаемого содержания, определение перспектив развития дошкольника. Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Особенности проведения и организации диагностического исследования умственного развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»

Одной из важнейших задач, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является изучение педагогом возможностей и успешного освоения ребенком предлагаемого содержания, определение перспектив развития дошкольника. Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.
В современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.
Как указано в ФГОС ДО, планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые промежуточные. При этом итоговые результаты должны описывать интегративные качества ребенка, которые ребенок может приобрести в результате освоения Программы. Для определения уровня развитости таких качеств подбираются описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики. Они вносятся в шестой раздел обязательной части образовательной программы.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее — система мониторинга) представляет собой совокупность апробированных, описанных в психолого-педагогической литературе диагностических методик, позволяющих определить уровень развития интегративных качеств ребенка на каждом этапе его возрастного развития. Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.)

методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:

1.Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).

2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.

3. Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.

4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.

5. Принятие решения об изменении деятельности.

Определение результативности деятельности ДОУ прежде всего связано со степенью решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие с семьей и ее поддержка в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из этого, объектами мониторинга качества результатов деятельности ДОУ являются:

— физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка;

— степень освоения ребенком образовательной программы, его образовательные достижения;

— степень готовности ребенка к школьному обучению;

— удовлетворенность различных групп потребителей (родителей, учителей, воспитателей) деятельностью ДОУ.

При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы.

1.Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску («Это плохо, а это хорошо»). Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация. Их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны воспитателю, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.

2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей и общением их между собой, отмечает у ребенка состояние
заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т. п. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует на листках для записи и прикрепляет их на диагностический экран. Лучше делать это незаметно для детей. Можно использовать также различные схемы и формы наблюдения.

3. При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает воспитателю понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, мешает ли ребенку недостаточное развитие какой-либо характеристики, какие качества целесообразно развивать у ребенка.

4. Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно проводиться не менее двух недель. Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада. Важно собрать информацию о склонностях, интересах, увлечениях ребенка, о его особенностях общения и познания. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (анализировать факты).

Результатом первого этапа (который длится около двух недель) будет примерное представление воспитателя об особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это представление, проводится второй этап диагностики.
Второй этап — уточняющий диагноз — опирается на дополняющие наблюдение методы: анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, анкетирование педагогов и родителей, небольшие экспериментальные задания и простые тесты. Используются также

специальные методы диагностики, позволяющие выявить социальный статус ребенка в группе сверстников, эмоциональное благополучие в семье, особенности речевого и интеллектуального или физического развития, креативности и творческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, познавательной активности и т. д.
Эти методы проводятся выборочно, а не со всеми детьми группы и только в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его. Второй этап занимает одну- две недели.
Третий этап — окончательный диагноз — заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагнозов, но и в их сравнении, сопоставлении. Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией. Преимущественно используется метод экспертных оценок. На этом этапе все педагоги, которые взаимодействуют с детьми группы, собираются вместе и обсуждают полученную в результате диагностики информацию.
Результатом совместного обсуждения будет заполненная диагностическая карта, в которой отражена цветом оценка по каждому показателю диагностики для каждого ребенка.

Система мониторинга содержит девять интегративных качеств, соответствующих ФГОС ДО:

«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»,
«Любознательный, активный», «Эмоционально-отзывчивый»,
«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»,
«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»,
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»,
«Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»,

«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»,
«Овладевший необходимыми умениями и навыками».

Оценка уровня развития интегративных качеств личности дошкольника:

1 балл — ребенок не имеет представлений по указанному критерию интегративного качества;
2 балла — ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества;
3 балла — ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию интегративного качества;

4 балла — ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию интегративного качества;
5 баллов — ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию качества.

Система мониторинга содержит пять образовательных областей, соответствующих ФГОС ДО: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», все это позволяет осуществить комплексный подход к оценке развития ребенка.

Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл — ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
3 балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной
помощью взрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
5 баллов — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей соотносятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

Таблицы мониторинга интегративных качеств и мониторинга образовательного процесса предлагается заполнять дважды в гад — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.

Читать еще:  Отек после перелома причины и лечение

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности детей и освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается

итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций развития личности детей (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности детей и освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии личности, а также определять трудности в формировании определенных интегративных качеств и реализации общеобразовательной программы в каждой конкретной группе, т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов мониторинга интегративных качеств личности детей и мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями обусловлено квалификационными требованиям к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов личностного развития и промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования каждого ребенка в соответствии с ФГОС ДО.

Программа психодиагностического обследования клиентов

Программа психодиагностического обследования клиентов

ПРОГРАММА

Психодиагностического обследования клиентов

Естественная для клиента заинтересованность в решении своего вопроса, с которым он обращается к психотерапевту, его готовность к сотрудничеству является одним из условий надежности и валидности (достоверности) результатов психодиагностического обследования.

Набор используемых тестов позволяет описать целостный психологический портрет клиента и охватывает разные аспекты его личности. Продолжительность сеанса тестирования — не более двух часов.

На основе своевременно проведённого психодиагностического обследования психотерапевт может разработать индивидуализированные программы психологической коррекции и психотерапии.

Правильно подобранные по данным психодиагностического обследования психотерапевтические методы позволяют усилить самоконтроль пациента над тревожностью, способствуют успешному овладению им трудной ситуацией, которая вызвала необходимость обратиться к специалистам за психотерапевтической помощью.

При подборе наиболее адекватного метода коррекции состояния важны личностные особенности человека, его отношение к самому себе, а также к тому окружению и к той сложной ситуации, которая послужила причиной его социально-психологической дезадаптации. Отсутствие психодиагностического контроля за динамикой состояния может привести к тому, что важные аспекты состояния пациента будут упущены, пройдут незамеченными.

Психотерапевтический подход, независимо от конкретного метода, реализуется успешнее у тех психотерапевтов, которые предварительно, по данным психодиагностического обследования получают объективную информацию о личностных свойствах пациента, о его фрустрированных потребностях, о степени его доверия и готовности к сотрудничеству.

Ориентировка только лишь на сиюминутный контакт с обсуждением конкретной жизненной ситуации может оказаться нерезультативной без тех знаний о пациенте, которые дает психодиагностика. Кроме того, сам по себе анализ и обсуждение данных психодиагностического обследования способствует хорошему взаимопониманию между психотерапевтом и пациентом.

Важно заметить, что оценку успешности психотерапевтического воздействия также обеспечивает психодиагностическое обследование, проведенное в динамике — до и после лечения. Изменения показателей психодиагностических тестов отражают малейшие сдвиги в состоянии, причем даже такие, которые сам пациент не осознает, не замечает.

Таким образом, психодиагностика безусловно помогает психотерапевту лучше понять переживания страдающего человека, дифференцированно подойти к выбору мер корригирующего воздействия и объективно оценить эффективность их применения. Курс психотерапии становится более эффективным, направленным на решение важнейших для клиента вопросов.

В психодиагностических обследованиях используются три личностных методики:

2.Восьмицветный тест Люшера.

3.Тест Кеттелла 16-, форма «А».

Методика СМИЛ (Стандартизованная методика исследования личности) является наиболее защищенной от попыток клиента по тем, или иным причинам сознательно исказить результаты (представить себя в ином виде). Кроме оценки достоверности профиля СМИЛ по трем оценочным шкалам и оценок по 10 клиническим шкалам, настоящая программа предусматривает расчет показателей по множеству дополнительных шкал: шкала способности, шкала зрелости, шкала алкоголизма, шкала тревоги, черты ответственности, шкала соперничества, субъективная депрессия, явная депрессия, депрессивные реакции, мягкая депрессия, шкала зависимости, шкала враждебности, вытеснение тревоги, шкала адаптивности и др.

Опросник MMPI является базовой методикой при проведении всех видов психологической диагностики. Методика MMPI позволяет получить многосторонний портрет человека, включающий богатый спектр таких структурных компонентов личности, как: мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, сексуальная ориентация, степень адаптированности индивида, психические отклонения, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму, а также количественные и качественные характеристики устойчивых профессионально важных свойств. При этом опросник имеет в своей структуре шкалы достоверности, позволяющие определить надежность результатов и установку на саму процедуру обследования.

Психодиагностическое заключение включает следующие данные:

  • Оценка достоверности профиля СМИЛ.
  • Общее заключение о достоверности исследования.
  • Индекс тревоги Уэлша.
  • Показатель психотерапевтической резистентности клиента.
  • Интерпретацию профиля СМИЛ:
    • Код профиля по Уэлшу
    • Оценку реакции на процедуру тестирования и установки испытуемого.
    • Общее описание профиля.
    • Клинико-психологические особенности профиля.
    • Характеристику эмоционального состояния клиента.
    • Жизненная позиция клиента (активная, неопределенная, пассивная).
    • Особенности полоролевого поведения (выраженность мужских и женских черт).
    • Отношение клиента к другим людям и его положение в обществе.
    • Отношение клиента к собственной личности.
    • Наиболее вероятные реакции клиента на стресс.
    • Отношение клиента к своему здоровью.
    • Особенности стиля мышления и ассоциативного процесса.
    • Ведущие потребности клиента.
    • Типичные для клиента защитные механизмы.
    • Другие особенности личности и психологического состояния клиента.
    • Условия среды и направления деятельности, благоприятные для нормальной адаптации (имеют значение только при отсутствии явных психопатологических симптомов и состояния стресса, выявляемых при объективном обследовании).
    • Интерпретация ведущих в профиле пиков в их сочетании.

Тест Люшера предназначен для изучения неосознаваемых, глубинных проблем личности, актуального состояния, базисных потребностей, индивидуального стиля, типа реагирования и адаптированности. Применяется в психотерапии, психокоррекции, консультировании, экспресс диагностике. Этот тест дает возможность психотерапевту подбирать индивидуальные воздействия, адекватные внутреннему состоянию каждого клиента и контролировать изменения внутренних диспозиций и эмоциональной структуры клиента в процессе тех или иных психотерапевтических воздействий. Тест Люшера можно также использовать в целях более адекватной профориентации.

Цветовой тест Люшера выявляет неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным. Цветовой тест Люшера позволяет диагностировать компенсаторные возможности человека, оценить степень выраженности болезненно заостренных черт характера и клинических проявлений.

Не сам тест, а психолог, на основании всех данных, в том числе и полученных с помощью теста Люшера, дает свое заключение по каждому конкретному случаю.

Тест Кеттелла 16-PF, форма «А».

Согласно Кеттеллу (R.B.Cattell), опросник 16-PF измеряет «глубинные» проявления («источниковые» черты личности), а опросник MMPI фиксирует «синдромные» или «поверхностные» проявления характерологических особенностей.

Исследуя личностные черты, тест Кэттелла расчитывает крайние полюса их развития, при этом присутствуют соответствующие количественные и качественные оценки.

В завершении диагностики многофакторный личностный опросник Кеттелла описывает личность шестнадцатью фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет соответственное название и образует крепкую связь между выделенными чертами личности. У каждого человека тест Кэттелла отражает модель индивидуально-психологических характеристик и при наложении на единую модель, выявляет своеобразие конкретной личности. На практике методика тест Кеттелла дает возможность прогнозировать фактическое поведение в определенных жизненных ситуациях.

Тест Кэттелла может использоваться в комплексе с тестами MMPI, EPI Айзенка и МЦВ Люшера как для проведения общей, так и специально-направленной диагностической работы.

Анализ результатов тестирования предполагает:

  • Оценку достоверности полученных данных.
  • Нормированную оценку по 16 личностным факторам 1-го порядка.

Педагогическая диагностика. Особенности проведения педагогической диагностики, примеры тестов и анкет.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Психолого – педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива.

Для того чтобы воспитание было успешным, классному руководителю необходимо его строить на основе объективных сведений о школьниках и детском коллективе. Говоря словами К.Д. Ушинского, чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.

Неоценимую помощь в этом учителю оказывает психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива.
Используя диагностические методики, классному руководителю следует иметь в виду:
1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
2. Проводя психолого-педагогическую диагностику личности учащегося и коллектива, учитель руководствуется принципом «не навреди». Результаты исследования не могут обсуждаться с людьми, не имеющими отношения к делам учащихся и класса.
3. Результаты психолого-педагогической диагностики являются основанием для корректирования и планирования воспитательной деятельности классного руководителя.

Ниже мы раскажем диагностические методики, которые я использую в своей практической деятельности.

Диагностическая методика «Мое учение»

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты, подчеркнув в тексте нужный ответ или дописав предложение.

1. Учиться в школе мне:
а) интересно;
б) не интересно;
в) не знаю.

Читать еще:  Лечение выступающих на ногах вен

2. Я хожу в школу, потому что:
а) мне нужны знания;
б) люблю общаться с друзьями;
в) это требование родителей.

3. Мои любимые предметы:

4. Я испытываю затруднения в учении, потому что:

5. Если бы я был учителем, то помог бы учащимся в следующем:

Выявление доминирующего мотива учения

На уроке ученикам предлагается выполнить самостоятельно по выбору задания, которые различаются по:
— сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная).
— практической или теоретической направленности познавательной деятельности.
— характеру выполнения задания (индивидуальное или групповое).

Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора того или иного задания:
1. Желание себя испытать.
2. Лучше узнать свои возможности по данному предмету.
3. Интерес к предмету.
4. Желание как можно больше узнать из данной области науки.
5. Полезно, пригодится в будущей работе.
6. Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.
7. Уверенность в успехе по данному предмету.
8. Легко учиться.
9. Желание преодолеть трудности.
10. Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.
11. Желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в данном коллективе.
12. Нравится учитель.
13. Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.
14. Желание быть готовым к самостоятельной жизни.
15. Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.
16. чтобы не ругали родители, учителя. Это неприятно.

Все названные мотивы учения классный руководитель распределяет по восьми основным направлениям, что позволяет ему судить о значимости для ученика выбираемых заданий:

5. Общение с учителем

6. Общение со сверстниками

8. Избежание неприятностей

Анализ избранных мотивов позволит учителю распределить учеников на три группы:
Первая группа включает учащихся, воспринимающих учебу с позиции настоящей необходимости.
Вторая группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова.
Третья группа учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограничительную и вынужденную ценность.

Изучение воспитанности школьников
Анкета «Какие качества я в себе воспитал?»

Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.

I. Учащемуся необходимо ответить на вопросы и ответить, какие качества у него появились (поставить знак «+»), а какие качества исчезли и стали хуже (поставить знак «-»).
1.Физическая сила и выносливость.
2. Умственная работоспособность.
3. Сила воли.
4. Выдержка, терпение, упорство.
5. Ум, сообразительность.
6. Память.
7. Объем знаний.
8. Внимание и наблюдательность.
9. Критичность.
10. Целеустремленность.
11. Умение планировать работу.
12.Умение организовывать свой труд.
13. умение беречь время.
14. Умение контролировать и анализировать свои поступки.
15. Умение работать самостоятельно.
16. Чуткость и отзывчивость к людям.
17. Умение помогать людям.
18. Умение подчинять свои желания интересам коллектива.
19. Умение видеть и ценить прекрасное в природе, человеке, искусстве.
20. Умение вести себя в обществе.

II. Над какими из вышеперечисленных качеств ты собираешься работать в ближайшее время?

III. Какие специальные способности ты открыл в себе (или сумел развить) в этом году (способности к танцам, музыке, спорту и т.д.)?

IV. Над какими из этих качеств ты работаешь сейчас?

V. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?

Диагностика нравственных приоритетов личности учащегося.

1. Методика неоконченных предложений.
Зависть – это…
Зло – это…
Добро – это…
Ненависть – это …
Дружба – это
Совесть – это…
Честность – это…
Хитрость – это…
Порядочность – это…
Честь – это…
Надежность – это…
Если учащиеся не могут объяснить понятия, организуйте работу по их изучению.

2. Ранжирование понятий.
Проранжируйте понятия по степени личной значимости:
семья, друзья, здоровье, отечество, обучение, успех, карьера, деньги, благосостояние, слава, известность, способности, трудолюбие, учеба.
После того как учащиеся проранжировали понятия, учителю станет понятно, какие проблемы нуждаются в обсуждении на классных часах.

Цель: узнать, как подростки сами оценивают позицию в коллективе и какой они ее хотят видеть?

Круги условно обозначают активность ребят:
1-й круг – ребята всегда активны, от них исходит инициатива;
2-й круг – ребята активно откликаются на предложения, приходят на помощь, хотя сами инициативы не проявляют;
3-й круг – активность и пассивность соседствуют, ребят трудно поднять на дело, но они его выполняют, если вы потребуете;
4-й круг – в делах класса участвуют редко и то в качестве зрителей;
5-й круг – избегают общих дел, отказываются участвовать в них.

Ребята должны отметить в 1-й мишени знаком «+», как далеко от центра круга находится каждый; во второй мишени знаком «-», где бы каждому хотелось находиться. Листы должны быть подписаны.

Результаты переносятся на две большие мишени, в круге мишени вписываются номера ребят по списку журнала. Появится картина самооценки ребят, их реальной позиции в классе и желаемого положения. В классе, который живет активной жизнью, большинство отметок первой мишени располагается в 1-3 кругах. 2-я мишень расскажет о степени удовлетворенности ребят своей позицией в классе. Если подростки стремятся занять более достойное место в коллективе, чем то, которое они занимают, — это сигнал для классного руководителя для его действий. Диагностика проводится в начале года, в середине и в конце.

Микропрактикум «Мой класс»
(для учащихся 5-х классов)

Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса (см. рис.): «Ребята! На этом рисунке схематично изображен наш класс. За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свое имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».

Учителю важно знать:
— с кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
— какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?
— Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?

На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.

Анализ результатов:
1. Позиция «один, вдали от учителя» — эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.
2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, — доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.
4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.

Изучение взаимоотношений в коллективе

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1. Что, по твоему мнению, является чаще всего поводом для конфликта между учеником и учителем?
— поведение;
— учеба;
— личная неприязнь;
— нежелание понимать друг друга.

2. Могут ли конфликты с учителем повлечь неприязнь с его стороны?
— да;
— нет;
— иногда.

3. Может ли на твое поведение повлиять коллектив класса?
— да;
— нет;
— иногда.

4. Что может послужить причиной, по которой ты смог бы бросить школу?
— неуспеваемость;
— конфликт с учителем;
— конфликт с одноклассниками;
— я не брошу школу ни при каких обстоятельствах.

Анкеты для детей

Анкета «Вот я какой!»

Цель: Знакомство детей, установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

1. Меня зовут ________________
2. Мне ____ лет
3. У меня ________ глаза
4. У меня ________ волосы
5. Улица, на которой я живу, называется _______________
6. Моя любимая еда — ________________
7. Мой любимый цвет — ________________
8. Мое любимое животное — _________________
9. Моя любимая книга — ________________
10. Моя любимая телепередача — __________________
11. Самый прекрасный фильм, который я видел — ______________________
12. Я люблю в себе _____________________
13. Моя любимая игра — _________________
14. Моего лучшего друга зовут _________________
15. Страна, в которую я хотел бы съездить — __________________
16. Лучше всего я умею ________________
17. Моих братьев и сестер зовут ________________________________
18. Самая главная моя цель — _____________________

Инструкция: Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем впишите в нее недостающие слова (10 мин). А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.

Анализ:
— С кем из детей у тебя больше всего общего?
— Чьи ответы показались тебе самыми интересными?
— На какой вопрос тебе труднее всего ответить?

Анкета «Мое мнение о классе»

Цель: выявление удовлетворенности учащихся своим классом.
Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
— 4 – совершенно согласен;
— 3 – согласен;
— 2 – трудно сказать;
— 1 – не согласен;
— 0 – совершенно не согласен.

1. Я иду в школу с радостью.
2. В классе у меня обычно хорошее настроение, мне комфортно.
3. Мне нравится наш классный руководитель.
4. К нашим учителям можно обратиться за помощью и советом.
5. У меня есть любимый учитель.
6. У меня есть любимый предмет.
7. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение.
8. Я считаю, что в нашем классе и школе созданы условия для развития моих способностей.
9. Я считаю, что школа готовит меня для самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучал по одноклассникам.

Читать еще:  Перепады артериального давления лечение

Обработка полученных данных.
В качестве показателя удовлетворенности учащихся классной жизнью может рассматриваться частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если этот показатель больше 3, то можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности, если показатель больше 2, но меньше 3 – о средней удовлетворенности, если показатель меньше 2 – это свидетельствует о низкой удовлетворенности учащихся классной жизнью.

Тест «Как к вам относятся окружающие?»

Выберите ответ, и вы увидите, насколько велик ваш авторитет:
1. Бывает ли так, что человек вам не понравился с первого взгляда?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

2. Если с вами заговорит незнакомый человек, сделаете ли вы вид, что не замечаете его?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

3. когда кто-то рассказывает вам что-нибудь «по секрету», вы держите язык за зубами?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

4. Обращаются ли к вам за помощью или советом?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

5. Общаясь с людьми, вы отказываетесь выслушать то, что волнует их, ради обсуждения своих собственных проблем?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

6. Позволяете ли вы себе говорить критичным тоном, с сарказмом или с нотами агрессии?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

7. если у вас что-то не получается, вы пытаетесь переложить свою вину на кого-нибудь другого?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

8. Когда вы встречаете нового человека в доме или в классе, вы пытаетесь первым завести знакомство?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

9. Если друзьям срочно понадобилась ваша помощь, вы, не раздумывая, бросаете свою работу, домашние дела и занятия, чтобы помочь им?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

Особенности диагностической процедуры

Психологическое диагностирование и прогнозирование отклоняющегося поведения

Оказание профессиональной психолого-педагогической поддержки дезадаптированным детям и подросткам требует серьезного научно-методического обеспечения, включая разработку специализированного диагностико-коррекционного инструментария, который может быть использо­ван в работе с детьми и подростками разного возраста и разными формами дезадаптации.

Для выявления основных направлений психодиагностики в коррекционной работе с педагогически запущенными школьниками необходимо исходить из анализа причин отклоняющегося поведения. Необходимость психолого-педаго­гической диагностики в нескольких направлениях:

во-первых, это диагностика особенностей его взаимоотношений в семье и в школе;

во-вторых, диагностика отклонений в характере и поведении, психических состояний, самооценки, уровня притязаний, мотива­ции, положения школьника по оцениваемому свойству среди дру­гих людей и его уровень воспитанности. Состояние, отношение, уровень воспитанности школьни­ка оцениваются с точки зрения нормы и возможных психологичес­ких механизмов коррекции девиантного поведения школьников.

Объект исследования — это педагогическая ситуация как сочетание отношений педагогически запущенного школьника к окружающим и к самому себе с уровнем его воспитанности, психи­ческих состояний и качеств личности.

В этой связи деятельность практического психолога должна быть направлена на:

— получение диагноза на основе констатации уровней школь­ного и семейного воспитания, уровня воспитанности и личностного развития школьника (группы школьников);

— постановка диагноза, позволяющего находить место испытуе­мого в системе внутригрупповых отношений по выраженности тех или иных качеств личности, дисциплинированности школьника;

— прогноз дальнейшего развития социальной ситуации как вос­питательной;

— определение наиболее актуальных психологических меха­низмов коррекции девиантного поведения школьника.

Особенности диагностической процедуры

Своевременная диагностика и профилактика ДП у детей — одна из задач работы психолога.

Диагностика уровня развития словесно-логического мышления младших школьников

. Провести психодиагностическое исследование уровня развития словесно-логического мышления младших школьников; — Проанализировать данные, полученные при диагностике уровня развития словесно-логического . психодиагностических исследований младших школьников…………………………………………………………………. 21-23 Глава 3. Диагностика уровня развития словесно-логического мышления младших школьников……………………………………………………..…24-34 .

Диагностика психических качеств, сопутствующих возникновению ДП у детей и подростков, позволяет выявить детей группы риска и проводить психологу и социальному работнику превентивные мероприятия в форме личных консультаций, групповых тренингов.

Любое отклоняющееся от привычной нормы поведение, будь то хулиганство, противоправные действия или аддикции (пристрастие к алкоголю или наркотическим веществам), может быть выявлено на разных этапах развития ДП.

Чем с более ранними этапами ДП работают социальные службы школы, тем больше вероятность полной реабилитации ребенка и его дальнейшего гармоничного развития.

Общая диагностика отклоняющегося поведения по существу совпадает с общей диагностикой личности и имеет комплексный характер (социально-психологический, социально-педагогический, психологический и медицинский аспекты).

Выбор того или иного диагностического аппарата зависит от того, какую область отклонений предполагается обследовать.

Методы диагностики девиантного поведения в различных возрастных группах

При изучении феномена отклоняющегося поведения и его психологических характеристик имеют место три уровня характеристик феномена, которые необходимо учитывать при измерении.

1) Во-первых, психологические характеристики: мотивы девиантного поведения, специфические потребности, ценности, ценностные ориентации и социальные нормы, личностные и социальные установки.

2) Во-вторых, поведенческие проявления, из которых и складывается социальная и поведенческая характеристика определенного вида девиантного поведения.

3) И, наконец, измеряемые индикаторы в психодиагностических методиках: утверждения тест-опросников и проективный стимульный материал в проективных методиках, формулировки вопросов в анкетах и интервью. При применении социологических методов — это вопросы анкет и интервью. В случае применения метода наблюдения — это формализованное описание поведенческих характеристик, которые необходимо зарегистрировать.

Девиантное поведение. Проблема девиантного поведения в современном обществе и пути ее решения

. создание принципиально новой модели государственной системы социальной профилактики отклоняющегося поведения. Среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в . статьи 9. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России. М., 1995. № 2. 10. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо и зло // Социс .

При анализе девиации, предварительно исключив возможность наличия клиники, предлагается использовать следующий алгоритм:

1. установить возраст, пол, социальную принадлежность, состояние здоровья;

2. выяснить формулировку проблемы в интерпретации ребенка и/или его значимых близких;

3. определить структуру девиации;

4. узнать, какие социокультурные нормы нарушаются: возрастные, профессиональные, культурные, социальные (семейные, групповые);

5. определить тип взаимодействия с реальностью;

6. выдвинуть гипотезы (2−3) о причинах возникновения и продолжительности девиации;

7. проверить гипотезы при помощи психодиагностики;

8. спланировать и осуществить психокоррекционное воздействие в зависимости от психологического диагноза.

При сборе психологического анамнеза необходимо выяснить:

• всегда ли была данная проблема и в чем именно она выражалась;

• с какого момента возникла;

• что перед этим изменилось в структуре семьи (рождение нового ребенка; приезд кого-либо из родственников, смерть, болезнь);

• что перед возникновением данной проблемы изменилось в условиях жизни семьи (переезд, ремонт);

• кто первый обратил внимание на данную проблему;

• как сам ребенок ее воспринимает;

• что уже делали для решения данной проблемы;

• что думают по поводу данной проблемы члены семьи и значимые близкие.

При исследовании поведенческих характеристик девиантной личности, социальных установок, социальных норм и стереотипов, декларируемых ценностей и мотивировок можно включить в диагностический блок:

Семья причины, проблемы, перспективы

. единение двух влюбленных сердец, а потом уже — воспитание детей. Нет любви — нет семьи. Поэты называют ее величественной поэзией жизни, вершиной духовности человека . дружбы, беспрерывное общение, продолжение рода, воспитание детей. Те, кто любят, не желают расставаться, так как семья для них — дворец любви. Любовь должна .

• планы-схемы для сбора первичного материала, которые предполагают беседу с родителями и ребенком;

• анализ личных дел, классных журналов и медицинских карт, например, карта наблюдений педагогов за проявлением девиантного поведения подростков (Н.В. Майсак).

Для сбора информации, касающейся семейного, медицинского и учебного статуса школьника, используется «Социальная анкета», состоящая из пяти блоков:

1. Общие сведения.

2. Медицинский анамнез (группа здоровья и хронические заболевания).

3. Социальный анамнез (состав и материальное обеспечение семьи, курение и употребление

4. Бытовой анамнез школьника.

5. Дополнительные сведения о ребенке (пропуски уроков, состоит ли на учете, замеченные

отклонения в поведении).

К специализированным психодиагностическимметодикам относятся следующие:

• Опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя подростками (модификация методики МПА В.Д.Завьялова).

• Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения (Ю.Б. Кляйберг).

• Шкала социально-психологической адаптированности СПА (К. Роджерса, Р. Даймонда в адаптации Т.В. Снегиревой)

• Карта социально-педагогического наблюдения для выявления уровня социального развития дезадаптивных подростков С.А. Беличевой.

• Методика диагностики склонности к девиантному поведению

Специфика работы психологазаключается в том, что:

1. Ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах (инициатором запроса о конкретном ребенке чаще являются учитель, воспитатель, родитель, много реже — сам ребенок, подросток, это означает, что психолог имеет дело не прямо с ребенком, а с системой ребенок — родитель (учитель), что делает необходимым:

• активность со стороны психолога при выявлении психологических проблем;

Слабовидящие дети как объект социальной работы

. и слабовидящих детей. — Проблемы двигательной и функциональной подготовленности детей школьного возраста, 1983, С. 68-71 .Социально-педагогический опыт коррекционной работы с детьми дошкольного возраста . , связанные с ее социальными взаимодействиями. Только полный анамнез слабовидящего ребенка делает доступным выяснение проблемы его социальной адаптации. . Социальный работник осуществляет регулярный .

• разделение в жалобах родителей (учителей) их собственных проблем и трудностей ребенка.

2. Ребенок не может ставить перед собой цель избавиться от своих проблем, поэтому необходима заинтересованность ребенка, которая возникает в процессе работы.

3. Ребенок не обладает достаточной рефлексией, что несколько изменяет подход к работе с ребенком.

Таким образом, психологу при работе с детьми, особенно это касается младшего школьного возраста, необходимо больше обращаться к проективным методикам и по возможности включать с обследование родителей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector